Внедорожник для городского жителя — отзыв владельца ВАЗ-21213

NivaPower.Ru → Отзывы владельцев → Внедорожник для городского жителя — отзыв владельца ВАЗ-21213

За рулем я уже 22 года. Моим первым автомобилем был «Запорожец» — ЗАЗ-968А (последний из «ушастиков») с 40-сильным двигателем воздушного охлаждения. В то время (1979 год) он казался мне лучшим автомобилем на свете: неприхотливый, проходимый, с небольшим (по тем временам) расходом бензина. За семь лет я проехал на нем 76000 километров и с огромным облегчением продал, поскольку после 50000 км начались непрерывные ремонты. Затем в разное время были три служебные «Волги»: одна ГАЗ-24-10 и две ГАЗ-31029.

На газовских легковушках я наездил в общей сложности не одну сотню тысяч километров, примерно половину из которых — сам за рулем. Впечатления от езды на «Волге» — это отдельный, особый разговор.

Два года назад после долгих раздумий я купил «Ниву» ВАЗ-21213 и сразу влюбился в этот автомобиль. Но обо всем по порядку.

Нужен ли городскому жителю внедорожник?

Многие считают, что не нужен. Я придерживаюсь прямо противоположного мнения. Я не являюсь заядлым охотником или рыболовом, но у меня, как и у многих других горожан, есть дача. Место чудное: всего 20 км от города, прямо в лесу, недалеко протекает река Кудьма. Но... от трассы 4 км проселочной дороги по полю. Если лето дождливое, дорога превращается в сплошное месиво. «Запорожец» мы всей семьей еще кое-как умудрялись выталкивать, а на «Волге» я один раз так сел на мосты, что сыну пришлось бежать в соседнюю деревню за трактором. Никогда не забуду нашу первую поездку на «Ниве» на дачу в майские праздники 2000 года. Зима была снежная, и пойма Кудьмы только-только просохла. 30 апреля мы благополучно добрались до нашего участка, отметили начало дачного сезона и легли спать. А ночью выпал снег, много снега. Утром жена с тещей, помня наши предыдущие мытарства с машинами, сразу начали уговаривать меня бежать в деревню за трактором и выбираться в город, пока не понадобился вертолет. Насилу я убедил их остаться еще на сутки: отдохнуть и попариться в бане. Когда на следующий день мы, проехав по полному бездорожью (смесь раскисшей земли со снегом) и ни разу не забуксовав, выбрались на трассу, теща, молчавшая все это время, произнесла историческую фразу: «Правильную купили машину...»

Но по-настоящему преимущества «Нивы» я оценил только зимой. В нашем нечищенном городе у меня просто не бывает проблем, как заехать в тот или иной двор, как припарковаться, не оставляя машину на проезжей части, как в гололед подняться от Молитовского моста к площади Лядова или тронуться у светофора на перекрестке улиц Ошарской и Белинского. Даже на нешипованной резине машина ведет себя безукоризненно.

Надо ли серийную машину дорабатывать?

Доработки бывают разные. Я не сторонник навешивать на машину кенгурин, выносить запаску на кронштейн над задним бампером, приворачивать накладки к крыльям. Во-первых, машина утяжеляется и, следовательно, ухудшается ее динамика. Во-вторых, становится крайне неудобно ее мыть, а уж укладка вещей в багажник вообще превращается в событие. В-третьих, любые дополнительные отверстия на кузове способствуют появлению ржавчины. Тем не менее существует определенный перечень работ, которые, на мой взгляд, произвести необходимо.

Прямо с площадки, где я покупал машину, я перегнал ее в фирму «Автоспецтехника», где мне установили сигнализацию Mongoose, произвели антикоррозионную обработку составом Tectyl-Zink и поставили защитные подкрылки «Рост-пластик». Кстати, на обработку дали гарантию 6 лет, и теперь я ежегодно езжу на профилактические работы, оплачивая при этом только мойку машины. Чуть позднее мне в этой же фирме установили боковые зеркала Fersan и фаркоп для буксировки прицепа. При установке фаркопа необходимо помнить, что штанги, при помощи которых крепится задний бампер, следует прикручивать к лонжеронам дополнительными болтами. В противном случае при буксировке груженого прицепа на повороте бампер может сдвинуться в сторону относительно оси автомобиля.

Затем на авторынке я приобрел спойлер на заднюю дверь и защитные пластиковые накладки на пороги. Установка спойлера обеспечивает чистоту заднего стекла в любую погоду (известно, что «Нива» в этом плане большая грязнуля), что касается накладок, то они предохраняют краску на порогах: замечено, что пассажиры, садясь на заднее сиденье, всегда стремятся ногами встать на порог. Чтобы между накладкой и порогом не попадала вода, рекомендую перед установкой соприкасающиеся части обильно смазать «Мовилем» или битумной мастикой. На рынке же я купил накладку на воздухозаборник на капоте, коврики в салон и в багажник (!) и противотуманные фары ОСВАР. Кстати, замечу, что «противотуманки» нужны не столько для езды в тумане (такая погода у нас бывает крайне редко), сколько для освещения обочины при езде по трассе в темное время суток как зимой, так и летом. Особенно эффективны они при езде по извилистой дороге с крутыми поворотами.

Наконец, я съездил на Бор и приобрел в одном из специализированных магазинов комплект заводских тонированных стекол (на Бору дешевле, чем в Нижнем). Там же в одном из гаражей умельцы установили мне их за два часа. На этом доработка моей машины закончилась.

Какие использовать шины?

«Нивы» на заводе комплектуются двумя типами шин: либо внедорожными с глубоким рисунком протектора (бывают как диагональные, так и радиальные), либо шоссейными ВлИ-10 (175/80 R16). Последние, на мой взгляд, являются совершенно бестолковыми для такой машины, как «Нива»: в песке и снегу они зарываются, на льду не держат, удары на трассе воспринимают достаточно жестко. Внедорожные нивовские шины прекрасно «гребут» по песку и глубокому снегу, вытягивают машину в раскисшей глине и на болотистой почве. Но у них другой недостаток: они очень жесткие (на «Ниве» едешь почти как на «уазике») и сильно гудят при езде по трассе. Многие ставят московскую «Таганку»: она широкая и достаточно мягкая, но диаметр у нее меньше (R15), следовательно, теряются преимущества большого колеса, да и диски нивовские не подходят.

По совету специалистов я поступил следующим образом. Машину купил с внедорожными шинами и держу их для поездок в экстремальных условиях: осенью в непролазную грязь за грибами, зимой по очень глубокому снегу на дачу. Для ежедневных поездок я приобрел «обувь» Нижнекамского шинного завода, разработанную специально для «Нивы» и выпускаемую на линии итальянского производства, — Kама Flame 205/70 R16. Диски для этой резины я купил кованые, тольяттинской фирмы Slik. Кованые диски самые дорогие, но зато они при ударах не теряют форму, как штампованные (следовательно, балансировать колесо нужно только один раз), и не раскалываются, как литые. За два года эксплуатации нижнекамская резина не подвела меня ни разу. По трассе машина идет очень мягко и практически бесшумно, на льду даже без шипов сцепление вполне приемлемое. В то же время рисунок протектора достаточно агрессивный, что позволяет без особых проблем преодолевать снежные заносы, двигаться по рыхлому песку и раскисшей глине.

Надо ли заменять отечественные комплектующие на импортные?

На этот счет у автомобилистов существуют две прямо противоположные точки зрения. Одни считают, что, поскольку машина «наша», нечего тратить деньги на дорогие импортные комплектующие — иномаркой она от этого все равно не станет. Другие убеждены в том, что наша отечественная промышленность ничего хорошего выпускать не может, и если у тебя нет денег на Patrol или Pajero и ты купил «Ниву», то надо в ней заменить все, начиная с высоковольтных проводов и кончая протекторами.

Я решил придерживаться в этом вопросе принципа разумной достаточности. Сразу поменял только дворники, поскольку в первый же дождь убедился, что они не чистят, а только размазывают грязь по стеклу. Купил Champion в магазине «Вираж» и очень ими доволен. Кроме того, как уже писал выше, заменил боковые зеркала, поскольку штатные, во-первых, маленького размера (не хватает угла обзора), во-вторых, они не регулируются из салона автомобиля (а это крайне неудобно в непогоду и в мороз). Зеркало заднего вида также заменил: поставил в два раза шире. Устанавливать панорамное не рекомендую: оно искажает расстояние до движущегося сзади объекта. Когда наездил 20000 км и подошло время менять свечи, по совету специалистов купил 3-контактные NGK № 1 в фирме «ПигМа». Полагаю, что идеальная заводка автомобиля в любой мороз (о зимней эксплуатации — чуть позднее) — это в том числе результат безукоризненной работы свечей.

Интересная история произошла с масляными фильтрами. Один мой знакомый, работающий в автомобилестроении, убедил меня в том, что единственный в России завод, где не нарушается технология при производстве масляных фильтров, — это ЛААЗ. Сказано — сделано. У официального дилера я купил по оптовой цене сразу пять фильтров (на 50000 км пробега). Во время ТО-1 (после 2500 км) установил первый фильтр. Вскоре замечаю (а дело было в мае), что двигатель весь облеплен маслянистой грязью. Тщательно мою соляркой, затем стиральным порошком, протираю ветошью — блестит как с конвейера. Через 1000 км опять весь грязный. Начинаю искать причину и обнаруживаю, что фильтр подтекает в месте завальцовки. Ставлю другой — опять течет, третий — та же картина. Уже потом, случайно, в разговоре с руководителем компании «ПигМа» Николаем Макаровым я узнал, что они в свое время отказались от закупки лаазовских фильтров из-за большого количества брака... Когда я покупал в фирме «Мотор-Технология» масло для двигателя, мне предложили фильтр немецкой фирмы MANN. Я согласился и больше не знаю проблем с масляными фильтрами. Кстати, оставшиеся лаазовские фильтры использую при промывке двигателя.

Какие использовать масла?

Когда я купил машину, один мой приятель, автолюбитель с большим стажем, посоветовал: «ВАЗ — автомобиль отечественный, конструкции двигателя уже 30 лет, нечего тратить лишние деньги, заливай лукойловское масло — не ошибешься». К ТО-1 я приобрел для двигателя масло пермского завода «Лукойл-Стандарт» SAE 10W-30 и в трансмиссию «Лукойл-ТМ-5» SAE 80W-90. Вскоре я понял, что совершил большую ошибку. Я встретил известного в нашем городе конструктора, специалиста по проектированию нефтеперерабатывающего оборудования. Назовем его условно Михаилом Евгеньевичем. У нас состоялся очень интересный диалог:

- Михаил Евгеньевич, посоветуйте как специалист, какое лучше масло покупать для моей «Нивы»: «Лукойл» или «Норси» ?

- Игорь Владимирович, у вас лишние 400-500 рублей раз в год найдутся?

- Найдутся, а какое это имеет отношение к маслу?

- Самое прямое. Как специалист, который знает все российские заводы, я вам хочу сказать, что в нашей стране нет ни одного нефтеперерабатывающего завода, оборудованию на котором было бы меньше 30 лет. На таком оборудовании в принципе невозможно производить действительно высококачественное масло, соответствующее мировым стандартам. Если вы хотите, чтобы ваша «Нива» служила вам верой и правдой, заливайте в нее фирменное импортное масло.

Лето я проездил без происшествий, а осенью начались холода, и я понял, насколько прав был Михаил Евгеньевич. Когда в конце ноября ударили настоящие зимние морозы (кажется, -19°С), двигатель стал при заводке проворачиваться с трудом, а трансмиссия настолько «задубела» (не забывайте, читатели, что в «Ниве» нужно крутить два ведущих моста, коробку передач и раздаточную коробку), что нужно было проехать минут 30, прежде чем машина начинала ехать накатом.

Я начал экспериментировать. В магазине «Вираж» фирмы «Такси-Сервис» приобрел Shell Helix Super 10W-40 (минеральное моторное масло с добавками синтетического компонента в желтой канистре). На этом масле я проехал 10000 км. Ничего плохого о нем сказать не могу: двигатель работал ровно, «урчал» с удовольствием. Однако при температуре -25°С заводился далеко не с первой попытки. И тут друзья познакомили меня с замечательным человеком — Виктором Сергеевичем Шляпкиным, директором фирмы «Мотор-Технология», которая является официальным дистрибьютором концерна Mobil в нижегородском регионе. С тех пор я заправляю автомобиль исключительно маслом этого концерна. Сейчас у меня в двигатель залито масло Mobil Super S 10W-40 (полусинтетическое), а в трансмиссию — Mobilube HD 80W-90.

Я думаю, всем автолюбителям запомнились январские морозы в этом году, когда ночью температура упала до -32ºС. С гордостью могу сообщить, что моя «Нива» завелась с первой попытки, а трансмиссионное масло приобрело нормальную вязкость уже через 5-7 минут езды.

Нужно ли добавлять в масла присадки?

Если зайти в любой магазин, торгующий автохимией, то глаза разбегаются: чего там только нет. Соответственно, и точек зрения на этот счет великое множество. Думаю, что истина, как всегда, посередине. Если вы заливаете в двигатель минеральное масло (особенно российского производства), то хорошие присадки ему не повредят. Они стабилизируют смазывающие свойства масел при перепадах температур, восстанавливают и выравнивают трущиеся поверхности, замедляют процесс старения смазочных материалов. Если же вы «кормите» своего стального «коня» фирменным синтетическим или полусинтетическим маслом, то, наверное, добавлять в него что-либо не следует. Все необходимые присадки там уже имеются, они сбалансированы между собой, и нарушение этого баланса ни к чему хорошему не приведет.

Что касается трансмиссии, тем более в «Ниве», то тут ситуация несколько иная. Во-первых, в трансмиссию крайне редко заливают богатое присадками синтетическое масло. Во-вторых, при интенсивной нагрузке, при езде в тяжелых условиях сальники (а резина-то отечественная) начинают течь. Поэтому я с большим интересом летом прошлого года во время выставки на Нижегородской ярмарке ознакомился с серией отечественных препаратов Fenom. Мое внимание привлек Fenom TS, который устраняет течи через сальники и другие резиносодержащие уплотнения агрегатов механической трансмиссии, а также эффективен как профилактическое средство, снижающее интенсивность старения и изнашивания исправных сальников. Я приобрел этот препарат и во время очередного ТО добавил в трансмиссионное масло. Сразу же изменился звук при движении: раздаточная коробка, до этого гудевшая на низкой ноте, стала приятно шелестеть. Что касается сальников, то при пробеге в 25000 км ни один из них даже не «сопливится».

Надо ли промывать двигатель при замене масла?

Если следовать инструкции по эксплуатации ВАЗ-21213, то надо это делать через каждые 30000 км пробега. Рекламные буклеты к фирменным импортным маслам убеждают нас в том, что при использовании их масел промывать двигатель вообще не надо, так как, во-первых, высококачественные масла не теряют своих свойств в процессе эксплуатации (а следовательно, не образуют шламов на стенках смазываемых поверхностей), во-вторых, эти масла содержат специальные моющие добавки и, таким образом, промывка двигателя происходит прямо в процессе его работы.

Думаю, что в обоих случаях не учитывается одно очень важное обстоятельство — качество наших отечественных двигателей. Посмотрите повнимательнее на отработанное масло (даже если оно импортное): оно черное, как сажа. Поэтому, хорошо помня русскую поговорку «маслом кашу не испортишь», я при каждой замене масла двигатель промываю. Причем не добавкой «5-минуткой», а промывочным маслом. При этом отработанный загрязненный масляный фильтр снимаю и ставлю на промывку отдельный фильтр (можно для этих целей купить самый дешевый отечественный фильтр — его, по мнению специалистов, хватает на 5-6 раз). Если этого не сделать, то промывочное масло будет растворять задержанные старым отработанным фильтром отходы и гонять всю эту грязь по двигателю. Кстати, изменение цвета промывочного масла (оно тоже становится черным) лишний раз доказывает, что грязи в двигателе всегда предостаточно. И еще одно замечание. Не рекомендую одним промывочным маслом промывать двигатель несколько раз, как это указано в инструкции на канистре. Помните, что скупой платит дважды...

Сколько заливать трансмиссионного масла в коробку передач?

Казалось бы, что за странный вопрос? Заливать надо до нижнего края заливного отверстия, как это написано в инструкции. Однако, как оказывается, все не так просто. Многие знают, что болезнью современных «Нив» является самопроизвольное выключение 5-й передачи, после того как машина наездила несколько десятков тысяч километров (у некоторых эта болячка появляется уже после 15000 км пробега). Специалисты объяснили мне причину. Дело в том, что коробка передач разрабатывалась для ВАЗ-2121 и первоначально была 4-ступенчатой. Доработка коробки под ВАЗ-21213 свелась к тому, что установили дополнительно 5-ю передачу. По-видимому, механизм фиксации тяги включения 5-й передачи или механизм ее синхронизации смазываются маслом недостаточно и, следовательно, подвергаются повышенному износу.

Рецептов два. Во-первых, надо заливать больше масла. Делается это следующим образом. Заливаем масло, как положено, до уровня заливного отверстия. Затем набираем еще полный шприц, быстро выдавливаем содержимое внутрь коробки и сразу завинчиваем пробку. Лучше это делать вдвоем, причем помощник при этом может вращать карданный вал, чтобы масло «наматывалось» на шестерни в коробке передач. Во-вторых, переключаться на 5-ю передачу следует при скорости в 90 км/ч и выше, так как в этом случае уже обеспечивается достаточно хорошая смазка.

Как очищать топливную систему?

Начну с эпизода. Лето, суббота, собираюсь ехать на дачу. Выезжаю из гаража, после прогрева двигателя до рабочей температуры убираю подсос и обнаруживаю, что двигатель на холостых оборотах глохнет. Срочно поворачиваю в автосервис «Крючков и Ко» к мотористу Юре Кретову. Тот, подняв капот, быстро устанавливает причину: засорился электромагнитный клапан системы холостого хода в карбюраторе. Весь ремонт занял 15 минут, и я был бы предельно счастлив, если бы не прощальное замечание Юрия: «Бензин у нас паршивый, так что клапан будет засоряться постоянно, и карбюратор придется промывать, и бензонасос тоже».

Такая перспектива меня совершенно не устраивала, и я начал думать, как очищать топливную систему, ничего не отвинчивая и не разбирая. Выручила автомобильная выставка на Нижегородской ярмарке. Там я ознакомился с продукцией московского акционерного общества «Аспект» — серией автопрепаратов «Аспект-модификатор». Приобретя все необходимое, я перед ТО-3 (20000 км пробега) произвел комплексную очистку, добавляя последовательно в бензин след